"Раз ступенька, два ступенька" 6-7 лет
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Задачи:
1. Формирование мотивации учении, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
- конкретизация;
- классификация;
- аналогия.
3. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения,творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Увеличение объема внимания и памяти.
7. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий ит. п.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выявление математических представлений у детей.
Работа с программным материалом.
Число 6 и цифра 6.
Пространственные отношения: длиннее, короче.
Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Число 7 и цифра 7.
Отношения, тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки).
Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Число 8 и цифра 8.
Представление об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Число 9 и цифра 9.
Представление о площади. Сравнение площади(непосредственное и опосредованное с помощью мерки).
Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка – маленькая клетка).
Число 0 и цифра 0.
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
Знакомство с пространственными фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.
Знакомство с пространственными фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.
Формирование представлений о символах.
Повторение.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
демонстрационная магнитная доска,
- музыкальный центр, аудиоматериалы;
- стеллаж для хранения дидактических и методических пособий;
- мультимедийный проектор.
· Строительный набор (объемные тела);
· Кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо куб», «Занимательные кубики»;
· Игры Никитина «Сложи квадрат», «Дроби»;
· Цветные счетные палочки Кюизенера – «Число головоломка», «Составь число», «Подбери цифру», «Дополни», «Цветные коврики», «По порядку становись», «Что пропустили?», «Больше – меньше».
· Логические блоки Дьенеша – д/и «Логические кубики», «Найди пару», «Угощение для медвежат», «Архитекторы», «Логический поезд», «Мозаика цифр».
· Игровые наборы «Дары Фребеля»- «Доли», «Геометрические фигуры», «Цвет и форма»; «Счетные бусы для устного счета» - серии «от 1 до 10», «от 1 до 20», «от 1 до 100» для знакомства с числами, цифрами и арифметическими действиями.
· Конструкторы: «Малыш», «Лего»;
· Арифметическое домино;
· Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
· Мозаика детская;
· Набор карточек с цифрами от 0 до 20;
· Счетная и ученическая линейка.
· Счетные палочки;
· Набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
· Набор игрушек;
· Набор плоскостных и объемных фигур;
· Пособия «Круглый год», «Я изучаю дни недели».