"Раз ступенька, два ступенька" 5-6 лет
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр и осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Задачи:
1. Формирование мотивации учении, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развитие мыслительных операций:
- анализ свойств исследуемых объектов или явлений;
- сравнение свойств предметов;
- обобщение, то есть выявление общих свойств предметов в группе;
- распределение предметов в группы по выбранному свойству;
- синтез на основе выбранной структуры;
- конкретизация;
- классификация;
- аналогия.
3. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.
4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения,творческих способностей.
5. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6. Увеличение объема внимания и памяти.
7. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
8. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий ит. п.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема
1.Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
2.Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
3.Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
4.Пространственные отношения: на, над, под.
5.Пространственные отношения: справа, слева.
6.Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)
7.Пространственные отношения: между, посередине.
8.Формирование представлений о понятиях: один, много.
9.Число 1 и цифра 1.
10.Пространственные отношения: внутри, снаружи.
11.Число 2 и цифра 2.
12.Представление о точке, линии,
13.Представление об отрезке и луче.
14.Число 3 и цифра 3.
15.Представление о замкнутой и незамкнутой линиях.
16.Представления о ломаной линии и многоугольнике.
17.Число 4 и цифра 4.
18.Представление об углах и видах углов.
19.Представление о числовом отрезке.
20.Число 5 и цифра 5.
21.Пространственные отношения: впереди, сзади.
22.Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.
23.Временные отношения: раньше – позже.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы является всестороннее развитие ребенка, формирование у него умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств, необходимых сегодня каждому человеку для успешной самореализации в жизни.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
К концу обучения по программе "Раз - ступенька, два - ступенька..." предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.
При этом у детей формируются следующие основные умения:
1) Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
2) Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.
3) Умение находить части целого и целое по известным частям.
4) Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
5) Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
6) Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.
7) Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
8) Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.
9) Умение соотносить цифру с количеством предметов.
10) Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты,
11) Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
12) Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
13) Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
14) Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
демонстрационная магнитная доска,
- музыкальный центр, аудиоматериалы;
- стеллаж для хранения дидактических и методических пособий;
- мультимедийный проектор.