«Волшебный театр «Город Солнца» 5-6 лет
Идея создания кружка «Волшебный театр «Город Солнца» была разработана по программе художественно-эстетического воспитания под ред. О.В.Гончаровой «Театральная палитра» — это воспитание при помощи маленьких «воспитателей» - кукол, в действиях которых дети могут видеть своё отражение, или выразить свои мысли, чувства, настроение.
Программа «Волшебный театр «Город Солнца» представляет собой разработку системы театральных игр, творческих заданий. Строиться программа на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, их образного мышления и развитию личности, в ней сформулированы и конкретизированы задачи по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет.
Одна из важнейших задач — помочь ребенку решить главные проблемы: трудность в речевом общении, неуверенность в своих поступках и действиях, взаимодействие со сверстниками и т. д. Спрятавшись за ширму ребенок чувствует себя более защищенным.
На кружковых занятиях дети играют, творят, создают, получают удовольствие от этюдов, мимических игр, импровизаций. Все это происходит пока нет зрителей. Вот здесь взрослый и должен помочь ребенку, показать, что он умеет, на что он способен. Умение слушать, слышать, смотреть и видеть очень важно и для актера — ребенка и для зрителя — ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы включает четыре раздела:
Раздел 1. Основы театральной культуры
Раздел 2. Основы актерского мастерства
Раздел 3. Культура техники речи
Раздел 4. Театральная деятельность
Основы театральной культуры
сентябрь
актерского мастерства
Цель: развивать умение владеть своим телом, пластику движений, чувство ритма, учить отражать разные театральные образы в мимике и жестах, поддерживать стремление самостоятельно создавать игровые образы.
Этюдный тренаж:
Этюды на выражение удовольствия и радости «Скажи что чувствуешь без слов», «Что случилось?».
Игры-этюды с музыкальным сопровождением «Герои сказок оживают», «Угадай что я делаю».
Культура и техника речи
октябрь
Цель: упражнять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, учить пользоваться интонациями, развивать интонационную выразительность, улучшать четкость дикции, побуждать детей активно участвовать в театрализованных играх.
Артикуляционные упражнения «Лягушка» (нижняя губа), «Зайчик» (верхняя губа); потешки, скороговорки, чистоговорки (дикция);
Дыхательные упражнения «Воздушный шарик» , «Водолаз».
Упражнения на постановку голоса «В лесу»
Скороговорки «На дворе трава» « Ехал Грека»
Игры-импровизации на интонационную выразительность «Капуста».
Театральная деятельность
ноябрь
Цель: побуждать детей к поиску выразительных средств передачи характерных особенностей сказочных героев, развивать способность к импровизации при создании образов, умение общаться с партнером, тренировать моторику рук для свободного кукловождения.
Пантомима «Был у зайца огород».
Имитационная игра - «Я покажу-ты угадай».
Декабрь
Цель: познакомить детей с театральными профессиями (режиссер, актер, костюмер, гример, декоратор и др.), формировать у детей интерес к театральной игре, учить согласовывать свои действия с воображаемыми предметами, строить диалог, импровизировать движения.
Театральный словарь: режиссёр, актёр, гример, костюмер, действующее лицо, занавес, реквизит и др.
Игра «Театральная азбука».
январь
Цель: развивать выразительность жестов, учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений, побуждать детей к проявлению импровизационных способностей.
Этюдный тренаж:
Игры- этюды с музыкальным сопровождением «Разные собаки».
Этюды на выражение удовольствия и радости «Неожиданный подарок» и др. (мимика).
февраль
Упражнение «Сугробы».
Видео просмотр спектакля «Храбрый мальчик».
Театральная деятельность
март
Основы актерского мастерства
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, развивать умение выражать основные эмоции.
Кукольный спектакль «Кто сказал Мяу?»
Дыхательные упражнения «Ворона», «Курочка».
Упражнения на постановку голоса «Езда на автомобиле», «Волшебная труба» (вибрация голоса).
Скороговорки «Четыре чертенка», «Сшила Саша».
Игра-имитация «Крылатый, мохнатый и масляный».
Игра – импровизация на интонационную выразительность «Восклицательный и вопросительный знаки».
Основы актерского мастерства
Цель: развивать чувство ритма, координацию движений, совершенствовать двигательные способности и пластическую выразительность, умение выражать основные эмоции.
Этюдный тренаж:
Упражнение на пластику движений «Изобрази жтвотное», «Отгадай что я делаю?».
Этюды «Делай, как я», «Солнышко», «Птицы».
Ритмический этюд «Танец кукол»
Игра «Изобрази сказку» (по выбору детей).
Упражнение с куклой - перчаткой
Основы театральной культуры
Цель: продолжить знакомство с театром, рассказать детям об артистах и зрителях, повторить правила поведения в театре.
Беседа-диалог «Зачем нужны декорации (музыка)?».
Упражнения на ширме «Цветок», «Пчела», «Шарик», «Солнце утром встало», «Петрушка бегает, прыгает».
Упражнение с марионетками «В гости».
Видеопросмотр спектакля детского театра «Приключения Кая и Герды».
Театральная деятельность
Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей, тренировать моторику рук для свободного кукловождения.
Пальчиковый театр «Как Зайчик от Волка прятался».
Театральная деятельность
Цель: совершенствовать импровизационные возможности детей, развивать инициативу и самостоятельность в создании образов различных персонажей,
Импровизационные игры «Птичий двор», «Кого встретил Колобок».
Спектакль «Заюшкина избушка».
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие личности обучающихся, развитие их творческих способностей посредствам театрализованной деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей детей 5-6 лет.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Театральная педагогика предполагает личностно – ориентированный подход к воспитанию ребенка. Все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Систематические занятия кружка - развивают:
• Сенсорику, основы познания (цвета, формы, величины, особенности звуков, запахов и пр.);
• Базовые психические процессы (внимание, мышление, память);
• Эмоциональную сферу;
• Речь, голос;
• Выразительность движений, мимики, пластики;
• Воображение, фантазию, творческую способность.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Дидактическое обеспечение
1. Музыкально-дидактические игры:
◦ Три цветка (Д/и на определение характера героя)
◦ Три медведя (Д/и для развития чувства ритма)
◦ День рождения (Д/и на определение характера музыки)
◦ Удивительный светофор (Д/и на усвоение характера музыки)
◦ Вот так, зайцы! (Д/и на усвоение характера музыки)
◦ Музыкальное окошко (Д/и на определение высоты звучания голоса и узнавание музыкального инструмента)
◦ Солнышко (Д/и на определение высоты звуков, расположения нот на нотном стане)
◦ Веселые гудки (Д/и для развития чувства ритма)
◦ Музыкальная поляна (Д/и на закрепление знаний о длительности звуков; составление простых попевок)
◦ Цветик-семицветик (Д/и на развитие памяти и музыкального слуха)
◦ Домик-крошечка (Д/и на закрепление знаний детей о постепенном движении мелодии вверх и вниз)
◦ Веселый паровозик (Д/и на закрепление знаний о длительности звуков)
◦ Музыкальный секрет (Д/и на закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, марш, песня) и характера музыкальных произведений)
◦ Поможем Дюймовочке (Д/и на закрепление пройденного музыкального материала)
◦ Музыкальные птенчики (Д\и на закрепление знаний о высоте звука (высокий - низкий), развитие детского творчества)
◦ Воздушные шары (Д/и на закрепление знаний о длительности звуков)
2. Иллюстрации, картины, альбомы
3. Музыкальные инструменты
4. Аудио-видео кассеты
5.Информационные носители (диски)
6. Костюмы
7. Атрибуты, декорации
8. Игрушки, ширмы
9. Проектор, экран
10. Разные виды кукольных театров (настольный, би-ба-бо, теневой, театр масок, пальчиковый, театр на фланелеграфе, театр марионеток, театр оригами, театр игрушек)