Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Шахматная азбука

чт, 12/09/2024 - 17:46

Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей таких психических процессов и  качеств, как память, внимание, восприятие, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям развить в себе навыки коммуникабельности, расширяя круг своего общения, таким образом, преодолевая замкнутость. Так же актуальность программы объясняется еще и тем, что она является максимально доступной детям дошкольного возраста. Опорным моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, легенд, проведение развлекательных мероприятий и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы реализации программы: групповая, индивидуальная (работа с детьми, пропустившими занятия по уважительной причине).

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы реализации программы:

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

- практический: упражнение, тренинг, решение задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Способы и средства реализации программы:

- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;

- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детские сады, родителей;

- турниры с родителями. 

План образовательной деятельности (по часам)

1-3
«Знакомство с шахматной доской»
Дать детям представление о шахматной доске, как  игровом поле для шахмат.
4-6
Горизонталь

и Вертикаль
Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей.

7-9
«Диагональ»
Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями.

10-12
«Знакомство с шахматными фигурами. Пешка»
Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения.

13-14
«Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ»
Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности.

15-16
«Могучая фигура ФЕРЗЬ»
Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

17-18
«Прыг, скок и вбок»
Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

19-21
«Король жаждет боя»
Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

22-24
«Фигуры на доске»
Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске.

25-27
«Шах – что это?»
Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха».

28-30
«Шах – что это?»
Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами.
31-33
«Мат и пат»
Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

34-36
«Мат и пат»
Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

37-38
«Шахматная

страна»
Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы.

39-40
«Шахматный КВН,

шахматный бал»
Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.

Итого : сорок часов
40
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения дети должны знать:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;

-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническое обеспечение:
- уголок «Шахматы» в учреждении,

- интерактивная доска,

- столы и стулья,

- комплекты шахмат и досок (6-8 комплектов),

- шахматные часы.

 Развивающая предметно-пространственная среда:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;

-  наглядные пособия (альбомы, тренировочные- диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты) ;

- книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и- д.п.);

- комплект методической литературы.